Недостатки существующей системы нормирования в строительстве
#
Выступление Кирюханцева Е.Е. (Академия ПС МЧС)
Приказом Минстроя России №659/р от 14 сентября 2015 года утверждены изменения в План разработки и утверждения сводов правил и норм. В 2015 году необходимо утвердить изменения в 21 нормативный документ, в 2016 году – в 196, и в 2017 – в 34. То есть изменения коснутся около 40% нормативных документов, а остальные 60% будут изменены в будущем.

Проблема в том, что в России сейчас нет единой государственной системы нормирования документов. Сегодня действует узковедомственная нормативная база, когда каждое министерство выпускает свои своды правил, норм и правила, без увязки их с действующими нормативными документами и согласования с другими министерствами. В результате, мы получили разветвленную сеть не согласованных друг с другом нормативных документов.

Чтобы нормально работать, проектировщик должен иметь ряд документов – в первую очередь, нормы технологического проектирования, о которых сейчас забыли. Также должны быть нормативные документы в строительстве: система сводов, правил и система ГОСТов на оборудование, материалы и услуги – система нормативных документов при эксплуатации зданий и ГОСТы на материалы, оборудование и услуги. Это минимальный блок документов для проектировщика.

Сегодня действует узковедомственная нормативная база, когда каждое министерство выпускает свои своды правил, норм и правила, без увязки их с действующими нормативными документами и согласования с другими министерствами. В результате, мы получили разветвленную сеть не согласованных друг с другом нормативных документов.

В чем основная ошибка?

Во-первых, существующая нормативная база в России не успевает за требованиями современного строительства. Нам не хватает ряда документов, регулирующих строительство некоторых типов высотных зданий, законы не учитывают новые разработки, которые широко используются при строительстве таких зданий. Во-вторых, существующая практика согласования СТУ не выдерживает никакой критики. Порядок согласования – закрытый, на заседания нормативно-технических советов не приглашают независимых экспертов. Это поощряет коррупцию и мешает развитию бизнеса.

Неоднократно были предложены различные варианты и предложения по изменению приказа Минстроя №36. Этот приказ морально устарел и мешает экономическому развитию. Квалификация экспертов, работающих над приказами министерства, вызывает сомнение. Достаточно часто в СП включают требования необоснованные, без должной проработки и проведения соответствующих исследований и испытаний, что приводит к значительному удорожанию строительства и не связано с обеспечением минимальной безопасности. Например, П. 6.7.18 СП 2.13130.2012 требует выделения операционных блоков и реанимационных отделений в самостоятельные пожарные отсеки. Реализовать это требование в проектах практически невозможно, так как в Москве построены десятки крупнейших медицинских центров, где эти помещения находятся в верхней части зданий. И таких примеров много.

Как улучшить ситуацию с нормированием?

Во-первых, ускорить подготовку свода правил «Система нормативных документов в строительстве». Этот документ поможет ввести единообразие во всей системе проектирования и строительства.

Во-вторых, нужно заключить двухсторонние соглашения между Минстроем и другими заинтересованными министерствами и ведомствами о порядке выпуска ими нормативных документов, исключив дубляж и обеспечив сокращение числа норм. Нормы должны быть одни, и в их подготовке должны участвовать рабочие группы с представителями всех заинтересованных организаций.

В-третьих, нужно вводить в действие новый СП одновременно с введением изменений в другие нормативы, исключив тем самым наличие разных требований по одному вопросу в СП.

В-четвертых, при подготовке изменений в СП или разработке СП нужно максимально шире использовать накопленный опыт территориальных строительных норм, а также требования принимаемых в согласованных СТУ.

В-пятых, нужно восстановить практику получения официальных разъяснений по требованиям действующих нормативов от авторов разработчиков норм, придав им соответствующий правовой статус, исключив возможность трактовки нормативных требований по своему усмотрению со стороны всех экспертов, государственных инспекторов и работников организаций по аудиту. Если мы не получим официальных разъяснений по новому СП, мы будем полностью зависеть от трактовок нормативных документов по своему усмотрению. Это достаточно тяжелая ситуация, потому что доказать свою правоту практически невозможно. С этой целью было бы целесообразным восстановить издание официального журнала Минстроя, введя в него соответствующий раздел.

И, в-шестых, при определении и заключении договоров на разработку норм необходимо сразу включать в предмет договора и разработку пособия, разъясняющего положения требований норм. Такие пособия практически не выпускаются. Мы потеряли пособие как образец помощи проектировщикам. Мы настолько стали оценивать все это в деньгах, что, выпустив документ, мы не можем сказать, о чем он. Особенно если его пишет человек, который не имеет практического опыта написания этих нормативных документов.

ВИДЕО
Выступление Кирюханцева Е.Е. на форуме FireStopMoscow 2015
Последние новости, интервью
DIAT покажет инновации на Building Skin Russia 2024
Чем компании с 25-летним опытом работы интересно участие в форумах Building Skin Russia?
Приглашение Фасадного союза на VIII Фасадный конгресс 2023
Приглашение Сергея Алехина, президента Фасадного союза
Surface 2023 - событие года
Сформирован пул спикеров и авторов мастер-классов Всероссийского форума Surface 2023
Новости этого мероприятия
Недостатки существующей системы нормирования в строительстве
Приказом Минстроя России №659/р от 14 сентября 2015 года утверждены изменения в План разработки и утверждения сводов правил и норм. В 2015 году необходимо утвердить изменения в 21 нормативный документ, в 2016 году – в 196, и в 2017 – в 34. То есть изменения коснутся около 40% нормативных документов, а остальные 60% будут изменены в будущем.
Направления развития нормирования пожаробезопасности
Сегодня, нормативная база, начиная с принятия первого технического регламента пожарной безопасности, в 2008 году, переживает период серьезных изменений. Проектировщикам достаточно сложно сориентироваться в этом процессе изменений. Остановимся на самых интересных моментах для проектного сообщества, а именно – нормативных документах, связанных с пожарной безопасностью
Огнестойкая плоская кровля по профилированному листу
Последние годы в строительной отрасли России широкое распространение получили технологии, позволяющие быстро возводить здания больших площадей. Так, популярность приобрели сооружения с металлическим каркасом, стенами из сэндвич-панелей заводского производства и плоской кровлей по профилированному листу.
Пожар на фасаде строящейся 10-этажке в Иркутске
Днем 17 ноября в жилом комплексе «Эволюция» в Ново-Ленино загорелся десятиэтажный строящийся дом.

Медиа группа ODF Events
+7 495 374-8905
info@odfevents.ru

МЕРОПРИЯТИЯ
ИНТЕРНЕТ ПОРТАЛЫ